Коррекционная работа — одно из важнейших направлений общеобразовательных программ в обучающих учреждениях. Для усиления эффекта устранения речевых проблем помимо теоретических занятий в устной форме необходимо включить использование специального оборудования, инструментов и методических пособий.
Комплектация логопедического кабинета проводится с целью решения следующих образовательных задач:
- Применение профессионального обследования.
- Предоставление индивидуальных программ или по работе в группах.
- Проведение занятий в группе или в персональной форме.
- Предоставление консультаций для родителей и педагогов.
Целевая направленность в оборудовании кабинета логопеда
Основными требованиями организации рабочей обстановки в логопедическом кабинете являются соответствие эстетическим нормам в оформлении, наличие нормативной документации, а также строгое следование правилам техники безопасности в помещении.
Кабинет комплектуется специальной мебелью и демонстрационным оборудованием, а также обеспечивается учебно-методическими пособиями. Материалы выбираются с учетом соответствия федеральным стандартам и действующим программам.
Повышению результативности коррекционных занятий способствует наличие полного комплекта средств для тренировки и обучения, а также приспособлений для контроля качества профессионального процесса.
Рабочая зона преподавателя комплектуется набором обязательных средств, согласно основному профилю кабинета:
- Звукоусиливающими устройствами персонального пользования для индивидуальных коррекционных занятий в стационарном проводном качестве;
- Многофункциональным аппаратом для создания печатных файлов, копирования и размножения необходимых обучающих материалов (цветным или черно-белым);
- Звукоусиливающими колонками для воспроизведения звуковых импульсов;
- Веб-камерой с микрофоном;
- Визуальными приспособлениями для работы над произносительной стороной речи;
- Звукопроницаемым экраном для учителя;
- Подборкой звукозаписей;
- Логопедическими зондами и зеркалом логопеда;
- Набором звуковых игрушек;
- Муляжом артикуляционного аппарата;
- Компьютером или ноутбуком;
- Музыкальным устройством;
- Беспроводными микрофонами;
- Музыкальными инструментами.
Логопедический кабинет дополняется специализированными приспособлениями в виде ярких картинок, экранно-звуковых пособий, карт. Под демонстрационными материалами подразумеваются пособия для тренировки основных методов коррекционной работы, визуализации различных явлений.
Техническое оснащение кабинета логопеда для наибольшей эффективности систематизируется по возрастным группам и разновидностям. Учебно-методические пособия и приспособления необходимо отсортировать по функциональной значимости на группы:
- Индивидуальные и групповые занятия по коррекции речевых навыков.
- Определение уровня знаний.
- Выбор заданий для тренировок.
В указанном кабинете запрещается содержать посторонние предметы, кроме необходимых для проведения рабочих моментов принадлежностей, инструментов и устройств, которые обычно хранятся в шкафах или на специальных стеллажах.